Нейлоновые струны для классической гитары
Несколько слов о нейлоновых струнах.
Нейлоновые струны используют для игры на классических гитарах. Также, такие струны могут устанавливаться на специальные гибриды гитар (полуклассические или электрогитары с нейлоновыми струнами), но владельцев таких гитар считанные единицы, так что можно считать такие гитары экспериментальными. Использовать нейлоновые струны на других типах гитар крайне не желательно.
Состав нейлоновых струн.
Как и все струны, нейлоновые, состоят из сердечника и обмотки.
Дисканты (с 1 по 3 струну) изготовлены из цельной нейлоновой лески. Они не имеют обмотки. Изготовители нарочно не делают обмотку, т.к. диапазон данных струн содержит еле уловимое количество низких частот и обильное количество средних и высоких частот. Что вполне устраивает гитаристов.
Басы (с 3 по 6 струну) – имеют сердцевину из тонких нейлоновых нитей, которые обвиты металлической обмоткой. Басовые струны обматывают для того, чтобы они звучали насыщенней. Сердцевина, за счёт тонких нейлоновых нитей, теряет в низких частотах, а обмотка определённого материала компенсирует её тембр. Подробней об обмотке струн.
Тембр струн.
Тембр очень сильно зависит от конструкции самой гитары, от техники исполнения и от отдельных технических приёмов звукоизвлечения. Если Вы играете на разных гитарах (концертная и постоянная), то тут нужно подбирать под каждую гитару определённые струны отдельно. Если в Вашем распоряжении только одна гитара, то, подобрав один раз струны по Вашим критериям, лучше всего придерживаться только их.
И конечно, нет гарантии, что Нейлоновые струны D'ADDARIO CLASSIC NYLON NORMAL TENSION для классической гитары будут звучать также как на видео, или Нейлоновые струны D'ADDARIO FOLK 80/20 BRONZE CLEAR NYLON для фолк-гитары не смогут передать потенциал фолк композиций. Никто не знает, как будут звучать струны, даже если их поставить на две одинаковые гитары. Всё это очень приблизительные рекомендации. Понять, что именно для Вас лучше, сможете лишь Вы сами.
Преимущества и недостатки нейлоновых струн.
Дисканты
+ легко прижимать
+ не режет пальцы при длительной игре
+ из-за круглого сечения звук может тянуться долго
+ щипок пальцем производится достаточно просто
- звук тихий, тусклый (но для кого-то это может быть и плюсом)
- щипок ногтем требует навыка (струна соскальзывает у начинающих)
- часто расстраиваются
Басы
+ щипок пальцем и ногтем производится без проблем за счёт ребристой поверхности
+ довольно долго держат строй
+ хороший контакт с пальцами левой (нажим) руки
- звук угасает, сустейн быстро рассеивается
- составит трудность в прижатии для начинающих гитаристов
Полезная информация для начинающих гитаристов приведена ниже.
Рекомендации для начинающего гитариста. Снятие и установка струн.
Прежде чем устанавливать новые струны на гитару. Убедитесь, что старые струны уже точно не годны, и их пора заменить.
Признаки «старых» струн:
- внешний признак (струны грязные, засаленные, имеются микросколы или заметны нарушения целостности).
- при игре звук «сухой», не насыщен обертонами. Проще говоря, звук не тот, что был раньше.
- при игре затруднены многие технические приёмы (такие как подтяжка, скольжение).
Если имеется хотя бы один из этих признаков, то, однозначно, нужно менять струны.
ПРИ ПОСТОЯННОЙ ИГРЕ струны желательно менять РАЗ В МЕСЯЦ.
ПРИ УМЕРЕННОЙ ИГРЕ (раз в два, три дня) – РАЗ В ТРИ МЕСЯЦА.
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – РАЗ В ПОЛГОДА. Но многое зависит от качества тех или иных струн.
Снятие струн.
Для начала основные правила:
- СНИМАТЬ СТРУНЫ НУЖНО ТОЛЬКО ПОЛНОСТЬЮ РАССЛАБИВ ВЕСЬ КОЛКОВЫЙ МЕХАНИЗМ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ОТРЕЗАТЬ СТРУНЫ КУСАЧКАМИ ИЛИ ИНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАВМЕ.
- НИКОГДА НЕ ТЯНИТЕ СТРУНЫ ИЗ ВАЛИКОВ В КОЛКОВОМ МЕХАНИЗМЕ (расположите отверстие валика так, чтобы можно было достать струну без особых усилий).
- НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЗАНОВО УЖЕ РАНЬШЕ СНЯТЫЕ СТРУНЫ. Снятые струны рекомендуется просто выбросить. Во-первых, струны могут лопнуть из-за «старости». Во-вторых, строй гитары с такими струнами будет постоянно «плавать». Берегите Ваш слух.
После того, как правила усвоены, можно приступать к снятию струн.
Для начала располагаем гитару в вертикальном положении боковой стороной к себе, между ног, так чтобы колки на головке приходились под правую (удобную) Вам руку.
- Ослабляем колки на головке гитары.
На головке гитары имеются ручки (барашки) с помощью которых регулируется натяжение струн.
Из-за особого строения колкового механизма сторона проворачивания 1, 2 и 3-х струн отличается от 4, 5 и 6-х. Поэтому, перед тем как устанавливать струны, определите для себя, как Вам будет удобно регулировать ту или иную струну.
Проворачивая барашек (вручную или с помощью специальной вертушки) и, одновременно, извлекая звук из струны, можно заметить тенденцию. При проворачивании от себя (или на себя) струна натягивается, на себя (или от себя) - ослабляется. Проворачиваем, все барашки и ослабляем струны до тех пор, пока высота струн будет едва слышна.
- Находим удобное расположение отверстий в валиках.
Располагаем отверстия в валиках так, чтобы струну можно было достать, не прилагая особых усилий. Для этого берём ослабшую струну, удерживаем её в руке и поворачиваем, барашек так, чтобы струна из отверстия вылезла сама. Затем вытаскиваем струну.
- Освобождаем струны из струнодержателя.
На струнодержателе струны, как правило, закреплены узелками. Распутав узелки, можно либо, аккуратно достать струны из отверстий, либо воспользоваться кусачками.
Установка струн.
Для начала основные правила:
- Струны для всех гитар устанавливаются ТОЛЬКО ОТ НИЖНЕГО ПОРОЖКА К ВЕРХНЕМУ ПОРОЖКУ.
- Струны не должны наматываться на валики вручную. Используйте колковый механизм.
- Менять струны рекомендуется комплектом. При изготовлении они изначально сбалансированы и имеют свое натяжение, которое равномерно распространяется на гриф.
После того как правила усвоены, можно приступать к установке струн.
Установка струн производится в порядке 1 и 6; 2 и 5; 3 и 4. В колковом механизме 1 и 6 струны располагаются ближе к грифу, 2 и 5 посередине, 3 и 4 — ближе к краю головки грифа.
Синтетические струны могут быть без наконечников (колечек) и с наконечниками.
- Делаем узелки на струнодержателе.
(без наконечников)
Дисканты:
- продеваем струну через отверстие в струнодержателе со стороны голосника на 10-12 см.
- заводим свободный конец струны под основную её часть, образуя петлю.
- оборачиваем конец вокруг струны и затягиваем в узел либо фиксируем струну в бридже с помощью небольшого узелка на конце струны.
(с наконечниками)
- продеваем струну через отверстие в струнодержателе в направлении грифа. И всё. Наконечники удержат струны при натяжении в подставке.
- Закрепляем струны в колковом механизме.
- настраиваем отверстие валиков в колковом механизме, так чтобы они смотрели вверх.
- аккуратно располагая струну в вырезе верхнего порожка, полностью продеваем струну в отверстие валика в колковом механизме и оборачиваем её вокруг валика.
- затем снова продеваем струну в отверстие, тем самым надёжно закрепляя её. Дисканты нужно затягивать, так чтобы кончик проходил над и под спиралью струны, тогда вероятность снижения строя будет мала. Басы отлично затягиваются даже на один два витка, без потери строя.
- Затягиваем струны.
Рекомендуемое количество витков 2-3 для баса, 3-4 для дисканта.
- поворачивая барашки колков от себя, следим, чтобы витки не наматывались друг на друга, а располагались по спирали (один за другим).
- во время наматывания, также следует следить, чтобы витки не упирались в тело головки и не попадали в разрез между валиком и деревом.
- затягивая струны, одновременно извлекаем звук, до того момента пока не услышим высоту струны.
Желаю удачи!